Трудно представить, но даже сейчас, в эпоху дорогого металла существуют целые кладбища самолетов, которые ржавеют под открытым небом и постепенно растаскиваются на запчасти местными жителями. С чем это связано?
Чтобы сдать самолет на металлолом необходимо согласовать вопрос с государством, оформить ряд бумаг, обеспечить подъезд для спецтранспорта и грузовиков. Это усложняет процесс, требует достаточно больших начальных вложений.
Зато после его завершения, при условии правильной организации, вы станете обладателем круглой суммы и к тому же поможете очистить природу от ненужного для нее авиахлама. А его много.
Как пример, приведем информацию по количеству металла для ТУ-22 — это тяжелый сверхзвуковой самолет, который был снят с вооружения РФ в 90-е годы. Кстати, это самый аварийный лайнер, за время его эксплуатации разбилось около 20% от общего количества. Если разобрать его по запчастям и отсортировать, то получится целая груда металла, состоящая из:
- 31т тонны цветмета.
- 10 тонн черного металла.
- 15 кг серебра.
- 700 грамм золота.
- 160 грамм платины.
Цифры впечатляют. Мы привели данные по мощному самолету, но с легкой техники можно также получить внушительный доход, тем более что основой любого лайнера является дорогой алюминий. Это относится и к вертолетам, которые также списывают после завершения срока эксплуатации, и к другим летательным аппаратам.
Основные этапы утилизации
Воздушное судно — это сложное технологичное устройство, состоящее из тысяч разных элементов. Большинство из них поддается переработке. Таким образом, собираясь сдавать самолет на металлолом, можно практически полностью разобрать технику на запчасти, заработать на их продаже и помочь природе избавиться от ненужного хлама.
Основная работа выполняется при помощи спецтехники, но применяется также ручной труд. После разборки металл вывозят в пункты приема вторсырья, часть узлов, которые не поддаются переработке, транспортируются на свалку. Есть ряд компонентов, которые складируются и ждут появление новых технологий, чтобы в дальнейшем быть переработанными или использоваться вторично. Процесс утилизации состоит из трех этапов.
Предварительный этап
На первой стадии:
- Удаляют из системы топливные остатки, которые не удалось слить до конца.
- Сливают технические жидкости системы охлаждения, к ним относят трансмиссионные масла, охладители, омывающие жидкости и др.
- При наличии катапульт в военной технике — их удаляют.
- Снимают электронику, которая обеспечивает управление, связь и т.д.
- Удаляют оборудование для пассажиров, в первую очередь сидения.
- Снимают обшивку и накладки.
- Откручивают многочисленное вспомогательное оборудование, в состав которого входят провода, кабели, приводы шасси, рули для управления — всего более 100 узлов.
На демонтированные части составляются акты, и затем они вывозятся на утилизацию, склады, свалку.
Некоторые детали могут купить заинтересованные компании, ведь воздушное судно состоит из многочисленных сложных устройств, которые активно используют в других отраслях — приобрести их можно по умеренным ценам. Именно так, к примеру, поступают во Франции, где процесс утилизации отлажен, как часовой механизм и вторично используются практически все детали.
Разборка корпуса и завершающий этап
На второй стадии выполняется резка корпуса. Производить ее можно несколькими способами: активно применяют углеродную сварку, популярна спецтехника с гидравлическими ножницами.
Если владельцы самолетной техники не хотят «заморачиваться» с разборкой и не желают получить дополнительный доход или у них нет для этого возможностей, то используют технологию взрыва, после использования которой лайнер в буквальном смысле превращается в пыль. Такой способ применяли в современной России, когда утилизировали военную технику еще советского образца. Это было связано с ее огромным количеством, когда срочно надо было избавляться от военных машин и освобождать территории.
После разрезания корпуса выполняется сортировка металла. Каждый самолет состоит на треть из черного металла и на 70% из цветных. Кроме того, в состав входят драгметаллы. Все это «добро» после сортировки направляется в пункт приема, после чего выполняется его переработка.
Последний этап — взвешивание лома и расчет за привезенный груз. Учитывайте, что разброс цен между пунктами приемки достаточно большой, поэтому прежде ознакомьтесь с расценками, чтобы не попасть на дешевую приемку.
Какие требования предъявляются к компаниям по утилизации самолетов
К разборке самолетов предъявляются достаточно жесткие требования, которые регулируются государственными нормами и стандартами, федеральными законами, постановлениями правительства, СНиП и другими законодательными актами. Почему это происходит?
В лайнерах есть компоненты, небезопасные для здоровья человека и окружающей среды. Кроме того, воздушное судно использует высококачественное и легковоспламеняющееся топливо, которое может привести к взрыву, если использовать при резке аппараты, работающие с искрой. Поэтому предпочтительно применять дорогостоящее, но безопасное гидравлическое оборудование. К сожалению, многие компании экономят на этом аспекте, чем усложняют себе жизнь, ведь кроме соблюдения безопасности, сам процесс утилизации длится дольше .
Важно! После снятия судна с эксплуатации, его необходимо снять с учета, получить все необходимые разрешения на демонтаж, закрасить номера и только после этого начинать разборку.
Для уменьшения затрат на транспортировку техники, разборку обычно осуществляют вблизи аэропортов или непосредственно на их территории, на специальной площадке-отстойнике. В случае авиакатастрофы судно разбирают прямо на месте — это мы наблюдали совсем недавно, когда утилизацию севшего в кукурузу самолета произвели непосредственно в поле.
Так ли выгодна утилизация авиационной техники?
Многие переработчики авиационной техники говорят, что это достаточно затратное мероприятие. В некоторых случаях доходы от проданного вторсырья практически идентичны расходам, которые приходится нести при разборке и транспортировке. Основные статьи расходов следующие:
- Доставка до места разборки самолета оборудования и специалистов — это достаточно затратное мероприятие, особенно, если приходится работать на отдаленных от пункта переработки участках.
- Демонтаж оснастки воздушной техники — занятие дорогостоящее, в его процессе часто используется ручной труд квалифицированных специалистов. Кроме того, многие элементы токсичны, что требует соблюдения санитарных норм.
- Завершающий этап утилизации, связанный с сортировкой и покупкой лома для дальнейшей переработки, также обходится в «копеечку».
Итого, общие затраты весьма существенны. Они снижаются, если утилизация происходит в связке с производством лайнеров, то есть, она включена в общую технологическую цепочку: производство самолетов — эксплуатация — разборка самолетов.
Если учесть, что продажа авиабилетов ежегодно растет и, соответственно, возрастает потребность в воздушной технике, увеличивается ее производство, то становится понятно — компании, которые смогут снизить затраты на утилизацию, смогут хорошо заработать. Уже сегодня в мире ежегодно списывается более 1000 гражданских лайнеров, если добавить к этому легкомоторные самолеты и военную авиацию, то масштабы просто впечатляющие.
Таким образом, основная задача авиастроителей — оптимизация кругооборота материалов, превращение производства и эксплуатации воздушного судна в замкнутый цикл. На сегодня вторичное использование комплектующих самолетов достигает 80%. Хорошо, если в будущем удастся довести этот показатель до 100%. Тогда увеличится доход от повторного использования частей самолета, а природа избавится от ненужного хлама.